Метро, такси и Интернет

Метро, такси и ИнтернетГлавный редактор издания "КоммерсантЪ-Weekend"-Украина Маша Ъ-Цуканова рассказывает о пекинском метро… 

В "Бриллиантовой руке" была шутка про Нью-Йорк (Стамбул) – город контрастов. Так вот, настоящий город контрастов – это Пекин. С одной стороны – легенды императорского Китая, какого-то неправдоподобно мудрого, цивилизованного и образованного. С другой – живые китайцы, которые не говорят ни на одном языке и на глазах у публики легко писают в метро (!!!) или на артефакты собственной истории.

С одной стороны – тысячелетние дворцы и парки. С другой – стеклянные супер-небоскребы в форме крыльев, букв, волн, гнезд и всего, на что горазда человеческая фантазия.

С одной стороны – миллионы машин на улицах. И ездят они, как Бог на душу пошлет: красный ли, зеленый свет, есть ли на переходе пешеходы, нет ли – они прут напролом, а если вдруг ты (жертва заблуждения, что дорогу переходят на зеленый) оказываешься на их пути, тебя в лучшем случае с ног до головы обсигналят, а в наиболее вероятном – просто переедут на полной скорости. Как, спрашивается, пешие китайцы вообще переходят улицы? – Выжидают относительного затишья на трассе, зажмуриваются и стремглав бросаются вперед. Везунчики добегают. О неудачниках тут же забывают – мало ли в Китае китайцев, чтобы заметить потерю единиц. Зато с другой стороны – фантастическое озеленение: чуть ли не каждая улица густо обсажена деревьями и клумбами, уж не говоря о десятках парков, раскинувшихся на сотни метров. Причем высажена зелень не абы как, а по архитектурному принципу. Кусты и цветы образуют не только цветовые, но и пространственные композиции. Деревьям в храмах поклоняются едва ли не так же, как статуям просветленных. А количество отдыхающих в парках на квадратный метр (при том, что парки тянутся бесконечно и числа им нет) превышает все мыслимые пределы.

Китаец десять раз подумает, прежде чем бросить на пол бумажку и непременно уберет за своей собакой. Зато при малейшем желании громко, смачно и с чувством плюнет на пол (и ни важно, сколько вокруг людей и где он в данный момент находится). То же самое с отрыжкой и сморканием. (И, ей-Богу, лучше бы они мусорили: потому что окурок через 2 минуты подметет один из сотни уборщиков, а вот от звуков и запахов не защищает ничто)

Или возьмем метро. Когда ты в нем, оно волшебное. С красивыми мозаическими панно на тему "наука и техника" или "культура и искусство". Со стеклянными стенами, отделяющими платформу от проезжих путей (кто из нас хоть раз в жизни, стоя на перроне, при приближении поезда не опасался толчка в спину?) С новенькими сияющими вагонами. С электронной рекламкой, включающейся за темными окнами, когда поезд в движении. С телевизорами, где показывают, как из яблочка приготовить декоративного петушка. С электронной картой метрополитена в вагонах, которая лампочками показывает, где ты находишься и куда едешь. С англоговорящим диктором, наконец, которая не просто озвучивает китайские названия станций, но и объясняет, что это на самом деле такое. Но когда ты выходишь из метро, ты в беде. При кажущейся разветвленности пекинского метро де-факто его, мягко говоря, маловато. Я уже упоминала о том, что город "немного больше Калининградской области". Поэтому от остановки до остановки примерно 2 часа ходу бодрым шагом. Нужно трижды подумать, прежде чем отправиться в точку между остановками, и упаси Господь ненароком выйти не на той станции. Вариант поймать такси на улице не работает – водитель тебя просто не поймет, если ты не говоришь по-китайски.

Немного о личном. Я уже некоторое время прицениваюсь к определенным часам, и в поисках лучшей цены изучила предложение в доброй половине европейских стран (куда ни еду в командировку, непременно уточню их местную стоимость). С неизменным отрывом лидирует Париж. Но, чем черт ни шутит, я же в Китае – здесь все должно быть дешевле. Передо мной главная шопинг улица страны. И вот парадокс: на одной только Ванфудзин стрит стоят 3 разных магазина Cartier – примерно в 50 и 30 метрах друг от друга (всего в Пекине их, кажется, 8) – но цены при такой невиданной по критериям luxury конкуренции выше, чем в Европе. Да Бог с ними, с ценами. Сам факт: я раньше только магазины Zara видела по два одинаковых – через дорогу друг от друга. Если в одной слишком длинные очереди в примерочную, можно зайти в соседнюю. А здесь – два Cartier через дорогу и третий за углом.

Здесь пугающая антисанитария. По великой Китайской стене нужно идти в респираторе, потому что на жаре от стоящей в некоторых ее участках вони просто выворачивает. Некоторые персонажи пахнут так, что вздрагиваешь, когда они проходят в двух метрах от тебя. Китайцы, которых мы видели все 4 дня подряд, изо дня в день были в одной и той же одежде. При этом пекинцы совершенно поведены на здоровье. В каждом квартале устроены внушительных размеров спортивные площадки со всевозможными тренажерами, турниками и столами для пинг-понга – и они круглые сутки заполнены спортсменами-любителями. Самый популярный вид транспорта – велосипед и, я уверена, не только и не столько по причине его дешевизны. Как я уже писала, в парках сидению на скамейке отдыхающие предпочитают танцы, гимнастику, кунг-фу и игру с воланчиком.

При том, что Китай – родина самой дешевой в мире техники, техническим прогрессом здесь и не пахнет. В нашей гостинице, которая позиционируется, как "деловая" (ага, с презервативами и лубрикантом на тумбочках), вообще нет Интернета. Как такового. К счастью, на первом этаже некое турбюро арендует тумбочку: за ней сидит мальчик с ноутбуком – пытается торговать экскурсиями. Вот у него я одалживаю Интернет. Нет мальчика – нет писем. Самое страшное, что мы с ним организовали закрытую экономическую систему. Он представляет собою предложение, я – спрос. В первый день компьютер достался мне совершенно бесплатно. Потом – за 4 юаня. Вчера – за 10. Посмотрим, что будет сегодня. По крайней мере, до этого момента моя кривая спроса этот рост принимала. Самой интересно, на какой сумме я взбунтуюсь и установлю точку равновесия. Но уже сейчас подбиваю подругу Таню стать второй клиенткой подлого туроператора, взбудоражить рынок и начать игру на понижение.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: